Научно-методическая служба
В современном мире требования к выпускникам учебных учреждений на рынке труда меняются: необходим переход от хорошего специалиста – к хорошему сотруднику. Хороший сотрудник – это не только хороший специалист, но и человек, который может работать в команде, способен к инновациям, самостоятельно принимает решения, проявляя инициативу. Ценностью становятся не знания, которыми обладает выпускник, а умение и практический опыт их применения.
Одна из главных проблем традиционных форм профессионального образования заключалась в том, что выпускник, как правило, был готов к овладению профессиональными функциями, но не готов к их реализации.
Разрешение данной проблемы – в изменении целей образования и параметров его качества, когда результатом становится готовность человека к эффективному выполнению производственных функций.
Для реализации программ подготовки конкурентноспособных рабочих и специалистов по ФГОС III поколения, а теперь уже и по ФГОС IV поколения (специальности ТОП-50) системы среднего профессионального образования необходимо внедрение инновационных образовательных технологий.
Внедрение компетентностного подхода в образовательный процесс требует решения многих задач, так как новые стандарты:
- построены на основе (или с учетом) профессиональных стандартов различных областей экономики и максимально учитывают требования работодателей;
- профессиональные компетенции формируются не только набором дисциплин, но и набором профессиональных модулей, в которые включаются междисциплинарные курсы.
Решая поставленные перед профессиональным образованием задачи, педагогическому коллективу придется преодолеть ряд трудностей:
- реализация научно-методического сопровождения всего педагогического коллектива;
- необходимость значительного совершенствования МТБ, информационного обеспечения в условиях сокращения бюджетного финансирования;
- создание принципиально иных УМК с учетом перехода с цикличной организации учебного плана на учебные модули (другие учебники, пособия, рекомендации, полное обновление учебно-программной документации);
- освоение инновационных, личностно-ориентированных педагогических технологий, в том числе блочно-модульных;
- создание фонда контрольно-оценочных материалов нового качества как для оценивания профессиональных компетенций, так и общих компетенций;
- организацию промежуточной аттестации по модулям, во время которой, комиссия находилась бы рядом со студентом и видела уровень сформированности всех компетенций.
На современном этапе преподаватели, мастера производственного обучения должны стать инноваторами, они должны принять то, что:
- постоянно будут меняться ППКРС и ППССЗ, учебные планы,
- они должны не только учить, но, в первую очередь, создавать условия для творческого самоопределения, саморазвития, самопознания обучающихся,
- они должны владеть навыками педагогической самодиагностики и уметь целенаправленно профессионально развиваться,
- они должны не только принимать необходимую методическую помощь, но и совершать свой личный выбор и нести за него ответственность
Быть готовым соответствовать этим требованиям в условиях внедрения ФГОС СПО четвёртого поколения по 50 наиболее востребованным и перспективным профессиям и специальностям СПО и призвана методическая служба ОУ.
Методическая служба должна сегодня быть «сервисной», то есть работать исключительно на диагностической основе с целью:
- научить педагога выбирать профессионально грамотные решения в проблемной ситуации из их педагогической практики;
- оказать своевременную поддержку в реализации педагогами новых ФГОС, то есть организовать «методическое сопровождение» в условиях подготовки к новым ФГОС.
I. Приоритетные направления деятельности методической службы Константиновского технологического техникума:
1. Научно-методическая работа:
- создание информационного банка нормативной, учебно-программной и методической документации, научно-методической литературы, лучших методических разработок, рекомендованных к применению и распространению;
- оказание реальной адресной помощи педагогам и руководителям в развитии их профессионального мастерства, повышении творческого потенциала;
- оказание методической помощи в разработке учебно-методических комплексов учебных дисциплин, междисциплинарных курсов, профессиональных модулей в соответствии с ФГОС;
- оказание методической помощи в подготовке докладов и выступлений на конференциях, педсоветах, конкурсах и т.д.;
- изучение, описание и внедрение передового опыта учебно-воспитательной и методической работы, инновационной деятельности преподавателей через участие в творческих группах, методических выставках, презентации своих достижений;
- проведение самообследования;
- организация смотров-конкурсов работы МК, конкурсов педагогических достижений.
2. Инновационная работа:
- внедрение современных методов управления качеством;
- работа по анализу и обобщению результатов научно-методической работы;
- внедрение инноваций в процесс обучения, совершенствование педагогических технологий;
- Исследования и анализ регионального рынка труда и формирование образовательной программы подготовки конкурентоспособного работника.
- Выявление потребностей педагогических работников в методической поддержке.
- Внедрение современных форм методической работы в образовательное учреждение (передовые и информационные технологии, передовой опыт, экспериментальная работа и др.).
- Маркетинг образовательных услуг.
- Создание информационного банка данных.
- Мониторинг обучения и воспитания, его методическое обеспечение.
- Повышение квалификации ИПР с учетом современных требований, определенных моделью выпускника образовательного учреждения.
По приоритетным направлениям работы методической службы техникума в этом учебном году созданы рабочие группы из числа административных и педагогических работников:
- по внедрению ФГОС СПО по наиболее востребованным и перспективным профессиям и специальностям (ФГОС ТОП-50);
- организации дуального обучения;
- внедрению инклюзивного профессионального образования инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья;
- по внедрению электронного и дистанционного обучения.
II. Организация и содержание работы методической службы
Общее руководство методической работой в Константиновском технологическом техникуме осуществляет директор. Непосредственным организатором работы методической службы является заместитель директора по учебно-производственной работе.
Методическая работа с преподавателями профессионально-технического цикла, преподавателями общеобразовательного цикла, мастерами производственного обучения проводят методист, старший мастер и соответствующие заместители директора.
Участие в методической работе обязательно для всех инженерно-педагогических работников техникума и является частью их педагогической деятельности.
Работа методической службы планируется в виде самостоятельного раздела в годовом плане техникума.
Методическая работа осуществляется в виде коллективной и индивидуальных форм через постоянно действующие методические комиссии.
Индивидуальные формы методической работы представлены в виде самообразования, спланированного в личных планах методической работы.
Коллективными формами методической работы являются:
- педагогический совет;
- методические комиссии;
- школа передового опыта;
- научно-практические конференции, педагогические чтения.
Работы методической службы строится в тесной взаимосвязи с работой методических комиссий, которые создаются по отраслевому и педагогическому принципу обучения:
- методическая комиссия мастеров производственного обучения;
- методическая комиссия «общеобразовательного цикла»;
- методическая комиссия «профдисциплин»;
Методическая комиссия создается при наличии 3-х и более преподавателей или мастеров производственного обучения определенного предмета (профессии) или родственных предметов (групп профессий). Руководство методическими комиссиями осуществляют председатели, избираемые из числа наиболее опытных и квалифицированных преподавателей и мастеров производственного обучения.
Состав методических комиссий и председатели утверждаются директором и оформляются приказом по техникуму.
План работы методических комиссий является составной частью годового плана работы методической службы.
Методический (педагогический) кабинет — центр накопления, пропаганды и внедрения учебно-программной документации, учебной и методической литературы, материалов передового опыта инженерно-педагогических работников ГБПОУ РО «КТТ».
III. Перечень локальных актов ГБПОУ РО «КТТ»:
- Должностные инструкции ИПР ГБПОУ РО «КТТ».
- Положение об учреждении ГБПОУ РО «КТТ».
- Положение о педагогическом совете.
- Положение о методической службе.
- Положение о совете техникума.
- Положение о внебюджетном фонде.
- Положение об организации приема и обучения в хозрасчетных группах.
- Положение о попечительском совете при внебюджетном фонде.
- Положение о студенческом совете.
- Положение о стипендиальном фонде.
- Положение о материальном стимулировании педагогических работников, о надбавках и доплатах.
- Положение об олимпиадах и конкурсах.
- Положение о смотре учебных кабинетов и мастерских.
- Положение о дополнительных образовательных услугах, в том числе платных.
- Положение о порядке поэтапной аттестации учащихся и присвоении им квалификации.
- Положение о производственном обучении.
- Положение о производственной практике.
- Положение об итоговой аттестации выпускников.
- Положение о конфликтной комиссии.
- Положение об экспертной комиссии.
- Положение о приеме учащихся.
- Положение о переводе, восстановлении и отчислении учащихся.
- Положение об учрежденческой комиссии по аттестации педагогических кадров.
- Положение о внутреннем контроле ГБПОУ РО «КТТ».
- Положение о родительском комитете.
- Договор с родителями.
- Правила внутреннего распорядка ГБПОУ РО «КТТ».
- Договор о взаимодействии органов местного самоуправления с ГБПОУ РО «КТТ».
наверх