Поисковая, проектно - исследовательская деятельность
БЕССМЕРТНЫЙ ПОЛК «КТТ»
ветераны «КТТ»
ГАЛЕРЕЯ СЛАВЫСмотреть Презентацию
ГЕРОИ ВЫПУСКНИКИ Смотреть Презентацию
История ГБПОУ РО КТТ
РУКОВОДИТЕЛИ ОУ
МУЗЕЙНАЯ ПЕДАГОГИКА
В воспитательно - образовательной среде ГБПОУ РО «КТТ» профилактирование наркомании проводится путем использования различных профилактических моделей. Особое место в ней занимает инновационная технология - музейная педагогика.
Музейная педагогика – это особый «инструмент» профилактики употребления наркотиков детьми и подростками посредством приобщения их культуре своего родного народа, знакомство и изучения традиций донского казачества. Музейная педагогика отрасль музееведения, имеющая тенденцию к оформлению в научную дисциплину на стыке музееведения, педагогики и психологии. Утвердившаяся в 1980-90-ые годы в российском музееведении понятие «музейная педагогика» обозначило как практическую культурно-образовательную деятельность музеев, так и новую научную дисциплину. Этому способствовало соединение в музейной педагогике черт теории и методики, её тесные связи с практикой. В этом плане чрезвычайно актуально использование воспитательных возможностей музея.
Рассматривая музейную педагогику, как одну из форм современных образовательных технологий, в своей работе я затрагиваю следующие вопросы: роль музея в современном образовательно - воспитательном процессе техникума, возможности музея для организации и проведения антинаркотической профилактической работы среди студентов КТТ, детей и молодежи г. Константиновска и Константиновского района. Профилактическая деятельность, как правило, строится на комплексной основе и обеспечивается общими усилиями воспитателей, педагогов, психологов, правоохранительных органов. На государственном уровне ни одна, даже самая благополучная в экономическом отношении страна не финансирует весь спектр деятельности по борьбе с наркоманией и ее последствиями. Особенно актуальной становится первичная профилактика зависимости от психоактивных веществ. Именно эту деятельность вполне возможно осуществить, применив музейную педагогику.
Целями данной инновационной технологии являются:
- Первичная профилактика зависимости от психоактивных веществ.
- Формирование среди детей и молодежи непримиримого отношения к употреблению наркотиков.
- Формирование личной ответственности за свое поведение.
- Пропаганда здорового образа жизни.
- Вовлечение в профилактическую антинаркотическую деятельность всех без исключения категорий обучающихся
- Повышение качества здоровья детей и молодежи.
- Формирование антинаркотических установок.
Задачи музейной педагогики:
- Воспитание уважения к образовательному учреждению, преподавателям, работникам образовательного учреждения.
- Воспитание любви к родному краю и людям, заботящимся о его
процветании, самосознания, становления активной жизненной позиции,
умения успешно адаптироваться в окружающем мире.
- Развитие творческих и организаторских способностей, предоставление
возможности реализоваться в соответствии со своими склонностями и
интересами, выявить свою неповторимую индивидуальность.
- Формирование детско-взрослой совместной деятельности на материале
музейной практики.
- Освоение нового типа учебных занятий, формирование
профессиональной компетентности музейного педагога.
- Формирование системы критериев и механизмов оценки образовательного результата музейной педагогики.
Методологические основы технологии.
Музейная педагогика – область науки, изучающая историю, особенности культурной образовательной деятельности музеев, методы воздействия музеев на различные категории посетителей, взаимодействие музеев с образовательными учреждениями.
Музейная педагогика формируется на стыке музееведения, педагогики, психологии.
Объект музейной педагогики – культурно-образовательные аспекты музейной коммуникации, то есть особый подход к происходящим в музее диалоговым процессам, ставящий задачу участия в формировании свободной, творческой, инициативной личности, способной стать активным участником диалога.
Ключевыми понятиями музейной педагогики, определяющими подходы к организации деятельности музея, являются:
- Музейный предмет – прежде всего подлинник, обладающий большой научной, мемориальной, исторической и художественной значимостью, его можно в определенных условиях музейно-педагогической деятельности «брать в руки», «рассматривать», манипулировать им. Он должен сохранять знаковость, образ-символ определённой эпохи, культуры, определённой позиции творца.
- Музейная культура представлена, с одной стороны, как хранилище, набор музейных предметов, с другой – как культура, втягивающая в себя, рефлектирующая процессы производства и воспроизведения (пополнения и хранения) предметов культуры.
- Музейная коммуникация – такая необходимая соорганизация определённых позиций, которые должны обеспечивать существование музейной культуры. Это взаимодействие строится на следующих принципах:
- Принцип активного отношения к музейному пространству.
- Принцип толерантности. Он предполагает возможность видеть многообразие форм жизни, традиций, и равное право на существование.
- Принцип авторства. Диалогичность культурного пространства возможна лишь в том случае, если ученик, входящий в это пространство, действует соразмерно культурным и историческим персонажам.