Социальное партнерство в образовательной практике как фактор повышения качества профессионального образования

Социальное партнерство — важная проблема управления образованием. Оно означает не только практику совместной выработки решений, но также сбалансированность взаимной ответственности. Эта проблема стала главной темой обсуждения на заседании «круглого стола», состоявшегося в конце февраля 2015 года в стенах Константиновского технологического техникума.

В мероприятии приняли участие заместитель главы администрации района В. И. Алфёров, и.о. заместителя главы администрации района М. И. Михина, директор Константиновского ЦЗН Л. Н. Градобоева, руководители предприятий и организаций района, администрация, педагогические работники и студенты Константиновского технологического техникума.

В своём вступительном слове директор техникума В. В. Краснянский сказал:

«Профессиональное образование в России имеет более чем трехсотлетнюю историю. Вы находитесь в стенах образовательного учреждения, открытие которого — продукт социального партнёрства… В 1893 году казаки обратились с ходатайством к наказному атаману Войска Донского с просьбой помочь решить проблему нехватки конной упряжи для оснащения армии. И по решению Святополка Мирского 23 мая 1895 года выходит приказ за номером 286 "Разрешить по вступившему ко мне ходатайству, открыть с первого сентября настоящего года Константиновскую военно-ремесленную школу…" Главной целью школы являлось распространение среди Донского казачьего войска ремесленных знаний, необходимых для изготовления предметов обмундирования и снаряжения казакам, уходящим на военную службу.

Таким образом, исторически в широком смысле социальное партнерство рассматривается нами как совместная коллективная деятельность различных социальных групп, которая приводит к позитивным и разделяемым всеми участниками эффектам и означает непосредственный и прямой обмен ресурсов, привлекаемых от социальных партнеров, на конкретные результаты деятельности образовательного учреждения. Социальное партнерство не ограничивается разовыми акциями, оно строится на взаимном доверии и долгосрочной основе».

Главной целью заседания является заключение трёхстороннего договора (Администрация района, Работодатель, Техникум).

Об актуальности данной проблемы говорили и работодатели и представители педагогического коллектива техникума. В частности заместитель директора Е. П. Гаммер сказала:

«В настоящее время российском профобразовании до сих пор сохраняются крупные и весьма болезненные перекосы — дефицит объемов подготовки рабочих, гипертрофированные объемы контингентов высшего образования на фоне спада численности обучающихся в учреждениях среднего профобразования, низкие показатели трудоустройства по полученной специальности.

С другой стороны — сегодня отечественные предприятия заявляют о нехватке именно квалифицированных рабочих кадров, подготовку которых обеспечивает система среднего профессионального образования Таким образом, можно говорить о том, что социальное партнерство выступает способом достижения баланса интересов всех участвующих на рынке образовательных услуг субъектов на принципах равноправия и справедливости. Студенты заинтересованы в социальных гарантиях и престижном, конкурентоспособном образовании; государство — в гарантированном формировании и исполнении заказа на подготовку профессиональных кадров, а бизнес-сообщество — в притоке образованных и хорошо подготовленных к жизни и работе специалистов».

В ходе оживлённой и конструктивной дискуссии стороны пришли к выводу, что социальное партнерство в системе профессионального образования выполняет две общественно значимые функции — координирующую и сигнальную, направленные на регулирование экстерналий и минимизацию трансакционных издержек на рынке образовательных услуг.

Особую благодарность хочется выразить тем работодателям, которые, несмотря на загруженность, нашли время для участия в работе круглого стола.

Отдельного внимания заслуживают работодатели, заключившие договора о социальном партнерстве с «Константиновским технологическим техникумом» — их участие в процессе обучения и подготовки новых рабочих кадров переоценить невозможно.